Август 25

Я уже кое-чему научился, что дальше?

Когда первые круги по треку уже позади и общее понимание езды по треку сформировалось, самое время продолжить свое обучение и совершенствование навыков пилотирования. Есть несколько важных приемом и навыков, которые тебе понадобится освоить, если ты действительно хочешь стать быстрым пилотом.

Занос и выход из него

Занос (снос задней оси автомобиля) — вообще, часто упоминаемое и обсуждаемое слово, вспоминаемое к месту или нет, в хорошем смысле (дрифт) и не очень (ДТП). Но мы здесь не за тем, чтобы бояться или радоваться. Наш подход другой, для нас занос — лишь одно из прочих динамических состояний автомобиля. И ты должен уметь не только бороться с ним, но и использовать его во благо, как и другие приемы вождения. И довести свои навыки вождения до такого уровня, чтобы занос не был для тебя сюрпризом или заставлял растеряться в ответственный момент.

Одной из причин серьезных вылетов и крэшей на переднеприводном автомобиле становится именно попадание в занос. Дело в том, что в обычной эксплуатации даже на скользком покрытии переднеприводный автомобиль крайне редко попадает в занос. Даже при быстрой езде по треку это случается не часто. Поэтому, когда такая ситуация вдруг возникает, неопытный водитель переднеприводного автомобиля может быть застигнут врасплох и растеряться. Твоя задача в обязательном порядке научиться правильно себя вести в подобных ситуациях.

Что нужно, для обучения езды с заносом, выхода из него, контроля его развития? Конечно тренировки. Лучше всего это делать, сознательно провоцируя занос, на небольшой скорости в безопасных условиях, например на большой площадке. Еще лучшим вариантом является тренировки в скользкую погоду, особенно зимой. Водителям заднеприводных автомобилей не нужно рассказывать, что такое занос, зимой они сталкиваются с ним постоянно. Но и им необходимы тренировки. Особенно в части того, в какой момент управляемый занос переходит в неуправляемый. Т.е. хороший водитель всегда должен знать грань, которую он переступать не должен. Существуют специальные упражнения по тренировке езды в заносе, в том числе т.н. ритмический занос.

Торможение левой ногой

В целом, достаточно полезный навык. Особенно если ты собрался гонять на переднеприводном автомобиле. Торможение левой ногой позволяет провести кратковременное перераспределение масс в повороте, не отпуская при этом педали газа. Это позволяет подгрузить переднюю ось, разгружая при этом заднюю, что одномоментно смещает баланс поворачиваемости. Говоря простым языком, такой прием позволяет довернуть или заправить машину в поворот, не тратя на отпускании газа.

Еще одно важное применение этого навыка на любом типе привода — при прохождении связки поворотов на одной передаче (когда не нужно переключаться). В этом случае тормозить лучше левой ногой по одной простой причине — перенос ноги с педали газа на педаль тормоза занимает определенное время, в это время автомобиль прокатывается. Кроме того, опять же, возникает возможность одновременного нажатия на газ и на тормоз, если это необходимо.

Тренировать этот прием очень просто, если каждый день ты передвигаешься на автомобиле с автоматом. Будь осторожен, первое торможение левой ногой обычно заставляет минимум повиснуть на ремнях. Убедись, что сзади никого нет, прежде чем пробовать.

Переключение передач с перегазовками или heel toe

На тему этого приема можно встретить немало дискуссий. Некоторые будут активно доказывать, что навык этот совершенно не нужен, можно гонять и без него. Опыт показывает, что это не совсем так. Можно гонять и не умея этого, но бесспорно лучше уметь переключаться вниз на торможении с перегазовками.

Главная задача этого метода — сохранить шаткий баланс максимально эффективного торможения, часто сопряженного еще и с прохождением начальной стадии поворота. Любой резкий дизбаланс (к чему относится и быстрое переключение вниз без перегазовок) может сорвать машину с траектории. Если на прямолинейном торможении этот дисбаланс практически незаметен, то при переключении уже в повороте это может привести к неприятным последствиям. Особенно это критично при езде на норовистом заднем приводе.

На самом деле, ничего сверхсложного в навыке переключения вниз с перегазовками нет. Тренировать его можно даже при обычной езде по городу (будь просто чуть аккуратнее и тормози с запасом). Натренировать его до условно приемлемого начального уровня можно за один день. Гораздо сложнее научиться точно попадать в обороты в «экстремальных» условиях езды по треку.

Контрсмещение #pro

Ты наверняка слышал про этот прием. Именно им обычно пользуются, чтобы вызывать занос при соответствующих тренировка. Но я расскажу про то, как этот прием мы будем применять на треке.

Существуют автомобили, которые, что называется, «едут на переде» и ни в какую не хотят заныривать в поворот. По-научному это называется недостаточная поворачиваемость. Более того, даже хорошо настроенные автомобили с поворачиваемостью, близкой к нейтральной, в тот или иной момент движения по треку могут иметь недостаточность в поворачиваемости.

Чтобы в определенный момент придать автомобилю чуть больше избыточной поворачиваемости (избавить его от недостаточной) и используется прием контрсмещения. Для этого перед самым поворотом, еще на прямолинейном участке делается небольшой выпад рулем в сторону, противоположную повороту. Это вызывает перераспределение масс и часто способствует лучшему заныриванию в поворот.

Будь осторожен, это не самый простой прием!




Rookie Racer © 2016-2018

Опубликовано 25.08.2016 Rookie Racer в категории "Подготовка пилота