Август 25

Распространенные ошибки новичков

Существуют некоторый набор характерных для новичков ошибок. Если бы я знал о них заранее, это значительно ускорило бы мое обучение. Поэтому, надеюсь, что и тебе эта информация сэкономит немного времени. Большинство ошибок связано с двумя факторами: страх и, через некоторое время, желание ехать максимально быстро.  Я перечислю лишь некоторые из таких ошибок.

Раннее или вялое торможение

Очень распространенная ошибка. Она приводит к достаточно серьезным прокатам (когда машина не разгоняется и не тормозит) или просто неэффективным торможениям перед поворотом. Связано это в большинстве своем со страхом и, отчасти, с неуверенностью в тормозах своего авто. Согласен, ситуации бывают разные, поначалу часто бывает страшно. Но в этой ситуации есть два верных метода:

  1. Понять способности своих тормозов и быть уверенным в них
  2. Понять, что в случае небольшого просчета в торможении ничего страшного не случится (осторожно, это справедливо не для всех трасс, поворотов и автомобилей!). Или разработать «план Б» на случай промаха по торможению.

Подробнее об оттачивании навыков торможения можно почитать в статье «С чего начать обучение?»

Позднее торможение

Поездив какое-то время по треку и научившись определенным азам, у новичков появляется настойчивое желание в улучшении своих показателей. Ооочень распространенным методом в достижении поставленной цели почему-то выбирается стремление как можно позже затормозить и шире зайти в поворот. Как результат такого действия, пилот просто промахивается мимо поворота. Ему кажется, что он едет очень быстро и быстрее уже нельзя, но при этом просто не попадает в поворот, теряя на этом время. Достаточно затормозить чуть пораньше, войти нормально в поворот, по правильной траектории, и время круга улучшится. К сожалению, на исправление этой ошибки у некоторых пилотов уходит много времени.

Чрезмерное торможение

Еще одной распространенной ошибкой, связанной с торможением, является чрезмерно сильное торможение перед поворотом. Как результат, поворот проезжается медленнее оптимальной скорости. Это самая сложная ошибка, потому что, во-первых, связана со страхом, во-вторых, на понимание оптимальной скорости в повороте могут уйти годы обучения. Третий аспект еще более сложен. Не каждый пилот способен управлять автомобилем так, чтобы проехать этот поворот на оптимальной скорости.

И все-таки, несмотря на очевидную сложность, есть и откровенно простые ошибки подобного рода. Например, повороты т2-т4 в подмосковном Мячково. Первый поворот в этой связке проходится гораздо быстрее последнего. При этом многие новички проезжают эту связку с одинаковой скоростью (скоростью последнего поворота). Связано это и со страхом, и с ощущением того, что поворот кажется круче, чем он есть на самом деле.

Прокат

К осознанию этой ошибки я пришел почему-то не сразу. Осознавай я это раньше, я бы ездил значительно быстрее и раньше этому научился. Суть в том, что, в идеале, при езде по треку у тебя не должно быть прокатов (движение автомобиля, когда он не тормозит и не разгоняется). Вообще. Автомобиль должен всегда либо разгоняться, либо тормозить! Это, прежде всего, касается прямолинейных участков. Но также касается и некоторых поворотов, точнее их связок. Попробуй проанализировать свою езду и посмотреть, нет ли у тебя прокатов в твоем лучшем круге, и постарайся их устранить, если они есть.

Миф про идеальную траекторию

Запомни раз и навсегда: единственной идеальной траектории не существует! Она зависит от автомобиля, от водителя, от резины, от температуры воздуха и состояния покрытия трассы. Да много от чего. В каждый конкретный момент для каждого конкретного пилота и его машины «идеальная траектория» своя. Кроме того, у достаточно большого количества поворотов существуют варианты его прохождения, равнозначные по времени (широко но быстро, узко но медленно). Поэтому старайся не слушать какие попало советы про идеальную траекторию (но все же и не забывай экспериментировать и пробовать что-то новое сам).

Перекрут руля

Также распространенная ошибка, которая делает езду новичка более медленной. Как известно, при превышении максимального зацепа покрышки происходит срыв и скольжение, при котором коэффициент сцепления значительно снижается. Это же происходит и при излишнем повороте руля на входе в поворот, покрышка не справляется с нагрузкой, и машина начинает скользить наружу (происходит снос). Естественным желанием новичка становится довернуть руль еще сильнее, т.к. машина не поворачивает. Это приводит к тому, что покрышка становится под значительным углом к траектории движения, из-за чего машина не эффективно поворачивает, но при этом сильно замедляется. Такое состояние мы часто называем «плужение» из-за характерного резкого звука и внешнего вида.

В данном случае тебе необходимо научиться справляться с естественным желанием довернуть руль еще сильнее и наоборот чуть распускать его, чтобы сцепление на передних колесах увеличилось и машина стала поворачивать. Искусство опытного пилота и состоит в том, чтобы всегда чувствовать эту грань и не поворачивать руль сильнее, чем это оптимально в данный момент.

Прогревочный круг

Распространенная ошибка, но ее последствия можно заметить не часто. Зато, как говорится, редко, но метко.

Запомни, на прогревочном круге ты должен быть собран и бдителен ничуть не менее, чем на быстром круге. Проблема в том, что ты едешь (должен ехать) на спущенных колесах и непрогретой резине. Из-за этого поведение машины может кардинально поменяться и подкинуть очень неприятные сюрпризы. Кроме того, часто новички, насмотревшись Формулу 1, начинают провоцировать автомобиль извилистым движением с целью лучше прогреть резину. Не надо этого делать! Лучший способ прогреть резину — это мощное торможение. Не надо и атаковать поребрики и прочие неровности трассы на спущенных колесах.

К сожалению, я видел очень много случаев серьезных уборов и крэшей на прогревочном круге. Все это происходит именно по перечисленным выше причинам. Будь бдителен и аккуратен на прогревочном круге!

Излишняя суета

Очень много новичков подвержены излишней суете в гоночной тусовке.

Например, пилот, который едет на 2-3 секунды медленнее быстрого пилота на аналогичном автомобиле, может весь день провести в расспросах других участников об оптимальном давлении резины и за экспериментами с этим давлением. Поверь, проблема такого пилота не в давлении резины, а в чем-то другом (кстати, не всегда в его мастерстве). Гораздо правильнее выставить среднее давление (обычно 2,2-2,4 атм на горячую) и сконцентрировать свои усилия на тренировке своих навыков. Заниматься мелочами можно потом, когда на кону будет стоять 1-2 десятых или сотых до подиума или первого места.

Суета может выражаться во многих вещах. В излишнем использовании экипировки или оборудования. В изучении температуры шин или тормозов при помощи пирометра. Суть простая — не надо изображать из себя крутого гонщика, если ты им еще не являешься. И да, это правда смешно выглядит со стороны.




Rookie Racer © 2016-2018

Опубликовано 25.08.2016 Rookie Racer в категории "Подготовка пилота