Сентябрь 22

Миф про тормоза

Еще один распространенный миф связан с установкой мощных тормозных механизмов. Я уже вскользь затрагивал этот вопрос, теперь попробуем пояснить его с точки зрения теории и физики. Миф звучит примерно так: чем мощнее установил тормоза, тем выше эффективность торможения.

Какие факторы влияют на эффективность торможения

Итак, давай попробуем вместе разобраться, какие факторы у нас влияют на максимальную эффективность торможения. Начнем с азов (они нам потом понадобятся):

  1. Для чего нужны тормоза на автомобиле? По сути, тормоза предназначены для того, чтобы за счет трения колодок о тормозной диск перерабатывать кинетическую энергию автомобиля (от его движения) в тепловую, таким образом снижая его скорость. Помимо преобразования энергии в тепло, тормоза, очевидно, должны уметь это тепло и рассеивать.
  2. Создавая трение между колодкой и диском, тормоза замедляют вращающееся колесо с определенным моментом. Этот момент торможения колесо должно передать на дорожное полотно, которое является связующим между вращением колеса и движением оси колеса самого автомобиля. Если этот момент успешно и полностью передан в точке контакта колеса с дорожным полотном, автомобиль замедляется с нужным усилием.
  3. Что означает «момент успешно передан»? Это означает, что при торможении у нас нет проскальзывания колеса относительно дорожного полотна. Это подразумевает, что сила трения (покрышки о дорожное полотно) покоя равна силе замедления (замедляющий момент, помноженный на радиус колеса).
  4. Теперь давай разберемся, чем ограничиваются максимальные значения этих сил. Очевидно, что максимальный момент замедления колеса обусловлен исключительно возможностями тормозной системы (включая текущий температурный режим и т.п.). Максимальная же величина силы трения покоя характеризуется двумя вещами: весом, приходящимся на колесо (или всей машины для четырех колес) и коэффициентом сцепления μ. Весом авто мы манипулировать в данном случае не можем, а коэффициент сцепления у нас определяется моделью резины и дорожным покрытием. Короче говоря, момент торможения колеса у нас ограничен только возможностями тормозной системы, а максимальная сила трения постоянна для данной модели резины и данного автомобиля.
  5. Что происходит, если сила торможения (вызванная моментом торможения) в точке контакта становится больше максимальной силы трения покоя? Правильно, происходит проскальзывание. Т.к. сила трения скольжения обычно заметно меньше таковой для силы трения покоя (мы сейчас не будем рассматривать вопрос минимального проскальзывания), автомобиль срывается в скольжение, а затормаживаемое колесо блокируется. Чтобы этого не происходило, на автомобили и устанавливают ABS.

Итак, с ограничивающими факторами разобрались. На эффективность торможения у нас влияет «мощность» тормозов и сцепление шины с дорогой. Как правило, при спокойной езде, автомобили с исправной тормозной системой на гражданских шинах способны при торможении довести колеса до проскальзывания (блокировки или срабатывания ABS). Если автомобиль на это не способен, он просто опасен. Проще говоря, мощность тормозов нормального и исправного автомобиля значительно превосходит сцепные возможности резины. А значит, установка на исправный автомобиль мощнейших тормозов для такой эксплуатации не даст ровно никакой прибавки в части эффективности торможения.

Немного другая ситуация на треке. Во-первых, часто для езды на треке на автомобиль устанавливается более цепкая резина (например, слики). Во-вторых, тормоза на треке подвержены сильному нагреву или даже перегреву, особенно при езде несколько кругов подряд. Все это значительно повышает требования к эффективности тормозов и теплоотвода.

Стоит ли ставить мощные тормоза

Для чего все эти выкладки выше? Большинству гонщиков они и так интуитивно понятны. Проблема в том, что большинство гонщиков-любителей гоняют в дисциплине тайм-аттак, т.е. им нужно проехать всего лишь один быстрый круг. Кроме того, большая часть ездит на почти гражданской резине с treadwear не менее 140. Иными словами, большая часть автомобилей способна в режиме одного боевого круга на такой резине затормаживать колеса плоть до блокировки или срабатывания ABS. Т.е. определяющим фактором для эффективности торможения здесь вновь будет сцепление резины с асфальтом, а не мощность тормозной системы. Короче говоря, установка мощных тормозов и тут, зачастую, не даст никакой прибавки.

Если же ты планируешь ездить в боевом режиме более одного-двух кругов (и для тебя эта возможность критична), да еще и на полусликах или сликах, установка мощных тормозов может стать реальной необходимостью.

Простым же методом проверки, хватает ли тебе тормозов, остается возможность тормозов заблокировать колеса в нужный тебе момент или довести их до срабатывания ABS. Если этого не происходит, попробуй заменить колодки на более серьезные (или жать на педаль сильнее 😉 ). Если и они не помогают, верная дорога за другими, более мощными тормозами.

Только не надо путать, например, возрастание усилия на педали с невозможностью тормозов справиться со своей основной задачей. Нет, конечно, ты можешь потратить 100-200 т.р. на улучшение отдачи по педали, но при этом не получить прибавки в эффективности торможения. Это твои деньги и решать, конечно, тебе. Но лично я — за рациональный подход!




Rookie Racer © 2016-2018

Опубликовано 22.09.2016 Rookie Racer в категории "Теория