С чего начать свое обучение?
Практически любой новичок рано или поздно понимает, что имеющихся навыков вождения автомобиля ему недостаточно и необходимо их совершенствовать. Так с чего же начать? Достаточно распространенное и относительно простое решение — помощь инструктора. Хороший, грамотный инструктор может сопроводить своего ученика от самого начала, самых азов до подиумов в официальных кольцевых сериях России или за рубежом. К сожалению, этот путь не каждый может себе позволить, поэтому я сконцентрируюсь на втором варианте — самостоятельном обучении. Увы, я не в состоянии расписать все теоретические аспекты, как и что правильно делать, но постараюсь рассказать тебе, что желательно уметь и как этому лучше научиться.
Правильная посадка
Как правило, посадка при городском вождении выбирается, прежде всего, из соображений комфорта и уже потом удобства управления автомобилем. При спортивной езде все наоборот, главное — удобство активного управления автомобилем и безопасность. Я не буду подробно расписывать правильную посадку, это проще показать. Но на основных моментах остановлюсь:
- главная задача при спортивной посадке — возможность скоростного вращения руля без отрыва спины от спинки кресла, из-за чего спинку приходится значительно поднимать, на большинстве спортивных автомобилей с нерегулируемыми «ковшами» спинка стоит практически вертикально
- посадка должна обеспечивать беспрепятственный доступ к основным органам управления из одного, желательно фиксированного положения, из-за чего подушка кресла как правило устанавливается практически параллельно полу, а расстояние до педалей выбирается исходя из того, чтобы при полностью выжатой педали нога была чуть согнута
- при спортивном хвате руля и правильной посадке изгиб в локтях должен быть около 90 градусов
Спортивное руление
Тут два аспекта — правильный хват и умение скоростного вращения руля.
Прошли те времена, когда автомобили были без гидроусилителя и использовался силовой хват, сегодня правильный хват — на 3 и 9 часов. Этот же хват обеспечивает наиболее точное управление, когда это требуется (например, в скользкую погоду). Другой момент — это перехват при вращении, предзахваты и т.д. Но я бы все равно рекомендовал научиться рулить так, чтобы руки всегда при вращении располагались на 3 и 9 часов. Это, помимо прочего, помогает всегда быть уверенным в текущем положении руля.
Что касается скоростного руления, тут писанина бессильна. Для обучения скоростному рулению есть специализированные курсы в школах экстремального вождения (например, в ЦВВМ Цыганкова). Пожалуй, подобный курс — это единственный курс, который просто должен пройти каждый уважающий себя гонщик, пусть и любитель. Только на нем можно научиться быстро и правильно крутить руль.
Построение траекторий
Еще один важный навык, особенно на незнакомых или малознакомых трассах, — умение самостоятельного построения оптимальной траектории. Это умение обычно строится на двух принципах:
- Теория — это, по сути, знание теоретических принципов построения правильной траектории. В интернете много трудов на эту тему. В этом деле есть очень много интересных нюансов, но для общего понимания подойдут труды Горбачева «Как выигрывать гонки».
- Практика — ее можно разделить на две составляющие: внутреннее чувство «скорости», основанное на практическом опыте, когда пилот интуитивно и вестибулярным аппаратом чувствует, что «вот так быстрее», и анализ достигнутых результатов, или, говоря научным языком, эмпирическое построение траектории. Очень сильно в развитии «внутреннего чувства» для построения траекторий помогает картинг, хоть и сами траектории в нем совсем не соответствуют автомобильным. Эмпирическое же построение осуществляется путем проб различных способов прохождения того или иного поворота и последующего анализа телеметрии.
Правильное торможение
Оптимальное торможение при езде на треке — не самый простой навык в освоении. Но я остановлюсь на самых азах эффективного торможения. Часто приходящие в любительский автоспорт люди боятся эффективно тормозить, не знают возможностей тормозов своего автомобиля или наоборот тормозят излишне резко и сильно, теряя контроль над автомобилем.
Чтобы освоиться с тормозными возможностями своего автомобиля я рекомендую провести простые упражнения. Суть упражнения достаточно проста — нужно найти место, где не будет других автомобилей, в идеале большую площадку, и тренироваться в резком торможении с разных скоростей. Если у тебя присутствует некоторый страх или ты не уверен в том, как надо тормозить, начни с простого — нажимай на педаль тормоза резко и очень сильно, чтобы гарантированно включалась ABS. Повторяй до тех пор, пока не перестанешь бояться или чувствовать явный дискомфорт при таком торможении. Дальше у тебя задача натренировать торможение так, чтобы надавливать на педаль чуть слабее, доходя до грани срабатывания ABS, но не активируя ее.
Еще один момент — некоторые очень долго начинают тормозить. Т.е. кладут ногу на педаль тормоза и начинают плавно наращивать усилие торможения. Ближе всего к повороту усилие на педали уже оптимально (потому что поворот все ближе и пилоту все страшнее невписаться 🙂 ), но вот это плавное наращивание усилия снижает общую эффективность торможения. Именно поэтому я рекомендую натренировать резкое нажатие на педаль тормоза и с нужным усилием. Не переживай, с опытом и тренировками это придет, главное не забывать об этих нюансах.