Сентябрь 7

Телеметрия

Вопрос использования телеметрии, на самом деле, крайне важен для обучения и получения хороших результатов. Я бы даже, наверное, разместил тему телеметрии в середине раздела обучения пилота, не относись телеметрия к обучению лишь косвенно. Поэтому истина в этом вопросе проста — чем раньше ты обзаведешься телеметрией, тем лучше и быстрее ты будешь учиться. Дальше я лишь постараюсь затронуть, чем можно и чем лучше обзавестись.

Чем полезна телеметрия

К сожалению, полноценный ответ на этот вопрос не смогут дать даже некоторые опытные гонщики-любители. Чаще всего, потому что они не умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет телеметрия. Итак, телеметрия помогает нам в следующем:

  1. Точное измерение нашего круга — это очевидная функция телеметрии. Неочевидно, что не каждая телеметрия способна при этом еще и отображать гонщику этот результат в режиме онлайн.
  2. Запись логов «всего и вся». Помимо координат автомобиля в пространстве в тот или иной момент, записывается и его скорость (первая производная), и ускорения (вторая производная, полученная от встроенных датчиков перегрузок). Не стоит недооценивать эту функцию. Звучит просто, но на деле существует множество способов использования этих логов.
  3. Онлайн сравнение кругов. Крутая функция, которая позволяет демонстрировать гонщику в режиме онлайн его отставание или опережение «графика» лучшего круга. Очень полезна при экспериментах с траекториями и прохождениями в разных частях трассы — результат можно обычно увидеть сразу после проезда этого участка. Но достаточно сильно отвлекает от непосредственно езды.
  4. Анализ логов после заезда. Как правило, в отдельном ПО или на экране мобильных устройств. Именно в этой функции и кроется огромный потенциал для улучшения и обучения пилота. Дополнительная возможность — это сравнение своих логов с логами друзей или конкурентов. На основе этого можно узнать и воспроизвести очень многое из того, что происходило с машиной в этот момент, а также и наглядно сравнить с другими автомобилями (скорости, разгоны, торможения, перегрузки, прокаты, даже можно косвенным методом определить сцепные свойства шин). Надо всего лишь научиться грамотно анализировать логи.

Надеюсь, теперь я тебя убедил в том, что телеметрия — это must have.

Какая телеметрия бывает и какую выбрать

Простейшая телеметрия, несомненно, в приложении на твоем смартфоне. Она обычно позволяет многое делать, но обладает крайне существенным недостатком — низкой точностью. Проблема в том, что встроенные в телефоны приемники GPS имеют частоту обновления 1Гц (т.е. обновляют данные 1 раз в секунду). Для приемлемой точности измерений таких характеристик GPS недостаточно. Поэтому этот вариант отметаем сразу — это не телеметрия, а баловство!

Следующий более продвинутый вариант — подключение внешнего приемника GPS к смартфону с соответствующим приложением. Существуют специальные внешние приемники с частотой 5-10 Гц, возможно появились уже и с более высокой частотой. Я бы рекомендовал брать не менее 10 Гц. Стоят они не очень дорого, но позволяют добиться точности, сравнимой с более дорогой телеметрией. Именно такую комбинацию я бы посоветовал новичку из соображений цена/качество.

Следующий распространенный тип — телеметрия от RaceLogic. Это уже более серьезная и дорогая телеметрия с мощнейшим софтом для анализа логов. Этих устройств тоже существует несколько видов (см. картинку выше), но я остановлюсь на двух самых распространенных.

Racelogic VBOX SportVBox Sport не имеет встроенного экрана и поэтому не способен самостоятельно отображать информацию в режиме онлайн. Т.е. это устройство не является самостоятельным и зависимо от других. Однако это устройство имеет ряд плюсов:

  • Встроенный аккумулятор с зарядкой по USB, а значит, какое-то время (около 6ч) может работать без внешнего питания, что иногда является очень удобным, например, на велосипеде 😉
  • 20 Гц приемник;
  • Возможность соединения по Bluetooth с телефоном или планшетом, софт для этих устройств, включая поддержку Harry Laptimer;
  • Влагозащиту и некоторую ударопрочность;
  • Более низкую цену;
  • Все остальные преимущества RaceLogic (запись логов на карту памяти, мощный софт, подключение внешней антенны)

Racelogic PerformanceBoxPerformanceBox — традиционный продукт RaceLogic. Основной плюс по сравнению с VBox Sport — независимость от других устройств. Кроме подключения к гнезду прикуривателя, этому устройству ничего не нужно для полноценной работы.

Существует и другая телеметрия, либо более дорогая и более сложная, либо просто менее распространенная.

Если есть деньги на Racelogic, я бы рекомендовал VBox Sport как универсальное, более дешевое и наименее капризное решение. При этом сохраняются основные плюсы RaceLogic.

Анализ логов

Собственно, это самое главное, ради чего всего это и затевалось. Увы, я не смогу всесторонне осветить этот вопрос и научить тебя хорошо управляться с логами. Но все же постараюсь дать некоторые подсказки о том, что можно увидеть при анализе логов на основе софта Circuit Tools от Racelogic. Если я говорю о каком-то показателе, не стоит забывать, что этот же показатель всегда можно сравнить не только с предыдущим кругом, но и с конкурентом (если в распоряжении имеются его логи). Итак, с помощью анализа логов можно, например:

  • Оценить разгонные характеристики автомобиля по наклону графика скорости или среднему продольному ускорению на участке (не нужно смотреть на максимальную положительную продольную перегрузку). Очень удобно сравнивать разгонный потенциал при изменении конфига автомобиля или в сравнении с конкурентами.
  • Узнать свой «идеальный круг» на основе лучших секторов, собранных с разных кругов. Позволяет увидеть свой собственный текущий потенциал по улучшению. Очень полезная функция, но не стоить с ней сильно увлекаться (увеличивать количество секторов), т.к. этот идеальный круг в реальности можно и не достичь из-за особенностей секторов. Чем меньше время круга отличается от идеального, тем стабильнее едет пилот. Что с, одной стороны, несомненно, хорошо. С другой — возможно, означает, что пилот уперся в стену своих умений и просто едет однообразно.
  • Узнать максимальную скорость на всем треке или отдельном участке. Эта величина характеризуется сразу тремя вещами: скоростью выхода из поворота перед прямиком с топспидом, разгонными возможностями и аэродинамикой авто, и моментом начала и эффективностью торможения перед поворотом после прямика. Не забывай об этом, когда будешь сравнивать свой топспид с коллегами по цеху, на него влияет не только мощность.
  • Узнать максимальную и среднюю на участке боковую перегрузку (которая прямо пропорциональна квадрату скорости прохождения поворота).
  • Наглядно увидеть траектории и соответствующее им времена круга или сектора, а также общее пройденное расстояние (несмотря на одинаковую для всех длину трассы, из-за разных траекторий, автомобили проходят за круг разные расстояния). А также наглядные графики отставания одного прохождения от другого.
  • Оценить эффективность торможения, как самого автомобиля, так и конкретного пилота. На графиках это наглядно видно. И очень наглядно сравнивается с другими пилотами и автомобилями, потому что, в большинстве случаев, основные части графика торможения должны у всех примерно совпадать (при условии использования одинаковой резины).
  • #pro Узнать минимальную скорость на всем треке или отдельном участке. С помощью этого важного приема можно достаточно неплохо оценить скорость и эффективность прохождения поворотов. Особенно актуально для быстрых и «опасных» поворотов или связок.
  • #pro Умелым и точным выделением нужного участка круга можно наглядно сравнить и прохождение, и график скорости, и общий выигрыш во времени.
  • #pro Не стоит забывать, что отображение того или иного графика (обычно скорости) не всегда удобно по положению (position). Иногда бывает полезно вместо этого в качестве оси X выбрать расстояние (distance) или время (time).
  • #pro Если наложить на логи видео, всегда будет возможность не гадать на тему «как же так я тут так круто проехал», а наглядно посмотреть это на видео. Или ликвидировать несовершенство системы GPS в сравнении траекторий (иногда график траектории может сдвинуться).
  • #pro Есть и такая крамольная идея. Изучение логов позволяет понять, каким вещам не стоит уделять особого внимания. Например, выбор траектории в некотором повороте (сюда же можно подставить еще кучу всего: выбор колодок, подвесок, давлений шин и прочего) может никак не сказываться на времени круга. А посему, какой смысл долго экспериментировать и с пеной у рта спорить о правильной траектории?

И так далее. На самом деле, возможности очень серьезные, но нужно учиться этими возможностями умело и, главное, продуктивно пользоваться.




Rookie Racer © 2016-2020

Опубликовано 07.09.2016 Rookie Racer в категории "Оснащение и экипировка